Любимые грабли или как не повторять ошибки.

«Любимые грабли или как не повторять ошибки»
Как часто мы совершаем одни и те же ошибки, наступаем на одни и те же грабли, но грабли с каждым разом всё сильнее и сильнее стучат по лбу. Почему так происходит? Откуда берутся такие повторяющиеся ошибки? Как избежать их повторения, как разорвать заколдованный круг? 
И так, любимые грабли.
Что касается меня то, по ходу, я профессионал в этом вопросе.


Как я уже точно понимаю, на грабли наступал часто, много и с особым азартом. Школьная жизнь проходила в таком режиме. 


          Но, я был уверен, что жизнь как шкура зебры полоска чёрная полоска белая. Жил я в городе у моря поэтому с зеброй ассоциировались только пешеходный переход и тельняшка. Ну и дабы следовать этому утверждению я стал военным моряком. Послужил и понял, что в теории "зёбреной  шкуры" есть скрытые тайны и после чёрной полосы не обязательно белая- бывает, что – то ещё.
                 И, невзирая на всё, я продолжал служить, активно маршируя по жизни.
Заставило задуматься, почему это у меня время от времени с головы фуражка слетает, и вот тут я узнал про грабли.


Дабы разобраться с вопросом, я, как толковый офицер, обратился к умным научно-психологическим изданиям (журнал «Лиза»).
Концепция поменялась и от зебры я перешёл к пониманию: «Наступив на грабли, наслаждайся фейерверком!». Было удобно и легко, пока в очередной раз наступив на грабли не понял, что в лобовой броне пробоина и как-то они ну уж очень больно стукают.
Что же говорит наука про этот феномен.
Теорий не мало, не мало гипотез и подходов. На основании того, что я встречал, плюс мой опыт, и в переводе с научного языка на обычный получается следующее.

Грабли бывают двух видов: те, которые чему-то учат, и те, которые «мои любимые».

Изучение повторяющихся ошибок в жизни человека проведением экспериментов не удаётся. Но есть немалое количество опытов и доказанных гипотез в спортивной психологии, педагогике и психологии обучения. Что можно использовать и в обычной жизни.
Как работаю те грабли, которые учат?
Этому дают разъяснения различные теории научения или как ещё их называют психологии СР.
Итак, самый простой вариант грабель, которые учат, - это простая ситуация, в результате которой мы допустили действие, не приведшее к желаемому результату и причина этого ясна.  К примеру, резко схватил стакан и пролил воду. Всё ясно - поспешил и пролил.
Что мы с вами сделали? Мы провели анализ ситуации. Просто и понятно.
Почему же в жизни не всегда так всё понятно?
Потому что в жизни мы встречаем плохо определённые ситуации.
«Любимые» грабли.
Итак, причины совершения «любимых» ошибок – это:
·       - убеждения;
·        - устоявшиеся модели поведения;
·       - привычные эмоциональные реакции.
Однако, понимания причин недостаточно для изменения ситуации – необходимо проанализировать свои действия, выявить неэффективные.
Почему ж это так сложно?
Предполагается, что однажды принятое решение влияет на последующие выборы, обусловливая повторное осознание (последействие позитивного выбора) или не осознание (последействие негативного выбора).
Привычные эмоциональные реакции.
Эмоции, говоря аналогиями, укрывают наши способности мысли как бы плотным покрывалом. Потерял голову от любви и злость глаза кровью залила – это об этом. Мы видим один-два варианта действия и всё сводится к схеме «стимул-эмоция-реакция».
Устоявшиеся модели поведения.
Тут мы показываем как нас «надрессировало» наше окружение.
Законы, мораль, культура, традиции - всё это совокупность положительных и отрицательных подкреплений, которые воздействуют на нас.
В начале нас «дрессируют» наши родители, и, в большинстве случаев, это мягкая форма. Потом к этому добавляется общество в лице воспитателей детских садов, учителей школ, преподавателей, работодателей, одноклассников и однокашников, супругов.
Убеждения.
Вот тут мы сталкиваемся с интересными феноменами, которые открылись при опытах в теории научения.
Ошибки пропуска.
Часто, в особенности, когда мы перегруженные, мы допускаем пропуски в словах, которые пишем и поиск таких пропусков достаточно проблематичен, он требует повышенной концентрации.
Ошибки замены.
Проще про ошибку замены рассказать на примере магазина.  В нескольких магазинах вы смотрели цену на какой-то товар, например, гречку. Магазине на пятом у вас цены перемешиваются, и вы в уверенности, что в вашем любимом магазине гречка дешевле всего, покупаете её по самой дорогой цене.

 И что же из этого следует?
 Однажды не воспроизведённые или не замеченные знаки будут в дальнейшем воспроизводиться и замечаться испытуемыми значимо хуже, чем новые стимулы.
 Исследования в теории научения и спортивной психологии экспериментально доказали следующие выводы:
- человек способен неосознанно отличать свои правильные ответы от ошибочных, даже если сознательно не имеет представления о правильности своего ответа.
- чтобы неосознанно повторять ошибочные ответы, человек должен помнить, что именно он не осознал ранее.
- при совершении устойчивых ошибок на разных этапах научения человек более уверен в своем ответе, чем при совершении одиночных ошибок.
  Главное и наиболее важное в устранении повторяющихся ошибок - изменить алгоритм их выполнения, сформировать новый навык выполнения этого элемента.
Как же мы будем это делать?
Предлагаю такую когнитивную карту.
-        -исключение эмоций;
-        - анализ исходной информации;
-        - анализ связей;
-       -  прогноз действий и рисков;
-        - принятие решения «замена алгоритма».
Хорошо, как это применить в варианте с убеждениями вроде бы понятно, а с устоявшимися моделями поведения и эмоциональными реакциями?
Схема будет такой же, но переработку алгоритма нужно начать с того этапа жизни, когда этот стереотип поведения или эмоциональная реакция стала для вас деструктивной (неподходящей), а это может быть год назад или 5 лет, или 35 лет назад. И безусловно, что к такой деятельности нужно подходить уже с наработанным навыком работы с ошибками убеждений.
Тут мы похожи на ребёнка, которому впервые дали собрать картинку-пазл. Если в этом пазле 4-6 деталей, ребёнок справится и через несколько повторений будет это с лёгкостью делать сам, а если дать ему сразу 10 000 деталей, пазлы уже будет собирать пылесос, а ребёнок за них, скорее всего, никогда не возьмётся. Именно поэтому в нашем научении необходимо пробовать на самом простом примере, самом лёгком.
Чего нам не хватает для выполнения этой схемы?
Верно, мы не можем реально оценить ситуацию и провести анализ, нам мешают эмоции, ошибки пропуска и замены, и прочее.
Значит, первым делом нам нужно выйти из этой матрицы и взглянуть на себя со стороны.  А лучше, чем НЛП, с этим никто не справляется. Как мастер-НЛП уверен в том, что даже самые простые техники начинать нужно со специалистом, иначе можно достигнуть противоположного эффекта.
Для тех кому интересна данная тема, предлагаю посетить полную версию тренинга, где мы детально проработаем все причины возникновения повторяющихся ошибок. Покажем и отработаем индивидуальные алгоритмы изменения таких ошибок.
До встречи на тренинге - следите за рекламой!


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мой шаг в профессию психолога.

Что для меня природа?